Процесс написания аранжировки в студии

Для первоначального ознакомления с материалом заказчик присылает на электронную почту студии свои наброски. Это может быть готовая композиция (для её дальнейшего переделывания) либо просто записанная мелодия (для написания аранжировки с нуля). Плюс к этому – несколько референсных треков.

 

Вначале специалисты сделают небольшую демо-версию песни, состоящую из одного куплета и припева. Это поможет определить музыкальный стиль будущей композиции и выбрать правильное направление работы.

Такой способ сотрудничества особенно удобен в том случае, если заказчик живет далеко от студии (например, в другом городе) и не имеет возможности приехать для личного общения. 


Имея в распоряжении первые наброски, аранжировщик приступает к определению темпа. Далее делается инструментовка с ритмическим прописыванием сначала басовых партий, а затем основной мелодии. Получившаяся демо-версия согласовывается с заказчиком, вносятся необходимые поправки.
После этого наступает важный этап составления структуры песни.


Большинство популярных хитов имеют куплетную форму, со вступлением и заключением или без них.
Вступление (introduction или intro). Выполняет функцию предварительной подготовки, настраивает слушателя на определенный  лад, задает настроение всей композиции.


Существует несколько разновидностей вступления:


1) Классическое. Сначала задается ритм, а затем на него накладывается мелодия.
2) Романтическое. Начинает вокал либо один из инструментов без поддержки аккомпанемента. Такое «обнаженное» звучание часто используется для вступления медленных песен или баллад. 
3) Мощное. Одновременное звучание сразу всех инструментов (tutti) осуществляет мгновенное погружение в материал, звучит сильно и убедительно. После чего происходит переход на облегченное звучание либо резкий срыв (неожиданная пауза), а затем начинается куплет. Такое вступление может использоваться также как проигрыш между частями.


Куплет (verse). Небольшая по размеру музыкально законченная мысль. Чаще всего равна четырем-шести поэтическим строкам. Куплет обычно звучит в песне от двух до четырех раз.


Пред-припев (pre-chorus). Некий переход от куплета к припеву, выполняющий художественную функцию путем разнообразия гармонии. Не является обязательным.


Припев (chorus). Обязательная часть песни, идущая после куплета и имеющая иную мелодию, ритм, гармонию и уровень динамики. Обычно звучит ярче и насыщеннее куплета за счет использования большего количества инструментов и добавления бэк-вокала. Именно припев является самой запоминающейся частью песни и передает основную мысль текста.


Пост-припев (post-chorus). Иногда необходимо использовать небольшой музыкальный переход и от припева к следующему куплету. Размер таких переходов не превышает двух-четырех тактов. Сглаживает гармонию, подготавливает слушателя к последующей музыкальной мысли и позволяет отдохнуть вокалисту после яркого исполнения припева.


Вставная часть или мост (bridge). Небольшой песенный или инструментальный фрагмент, соединяющий различные части композиции, подобно мосту. Может вовсе не иметь мелодического начала, а появляться в виде коротких ритм-секций. Некоторые музыканты объединяют понятия pre-chorus, post-chorus и bridge.


Сольная инструментальная часть (solo). Мелодия, построенная на гармонии куплета, припева или вставной части, исполняемая одним солирующим инструментом с ритмической поддержкой.


Сбивка или брейк (break). Это понятие перекликается с сольным исполнением какого-либо инструмента, но в данном случае мелодия звучит без поддержки остального состава.


Заключение (outro).  Самый простой вариант коды – повторение тонического аккорда (либо последовательности аккордов), дающее певцу возможность импровизировать и постепенно уводить динамику произведения  на пиано. 


Когда структура полностью определена, она вносится в специальную программу, и только после этого наступает время записи инструментальных партий. Кроме того, ведется работа над динамикой, тщательно продумываются способы выделения кульминаций.